ЩУКИН СЕРГЕЙ ИВАНОВИЧ
27 мая 1854, Москва — 10 января1936, Париж
Образование получил в Германии. С 1878 стал помогать отцу в управлении
фирмой «И. В. Щукин с сыновьями», а после смерти отца в 1890 возглавил
ее. Погруженный в торговые дела, он до поры до времени не разделял
увлечения своих братьев коллекционированием, приобретая картины лишь для
украшения дома. Страсть к собирательству пробудилась в Сергее Ивановиче
лишь в сорок с лишним лет. Зато очень быстро он определил главное
направление своей деятельности как коллекционера. С творчеством
французских импрессионистов Сергея Ивановича познакомил брат Иван, тоже
коллекционер, который к тому же постоянно жил в Париже. В Москве в это
время мало кто коллекционировал современную западную живопись, а
импрессионистов плохо знали и практически не ценили даже во Франции.
Первые приобретения Сергея Ивановича в Париже в 1895-96 представляли
собой вполне традиционную салонную живопись. Это были пейзажи
малоизвестных художников Фрица Таулова, Джеймса Патерсона, Шарля Котте,
Люсьена Симона. В 1897 в его собрании появляется первая картина Клода
Моне : широко известная ныне «Сирень на солнце». Так он открыл для себя
импрессионистов и с присущими ему темпераментом и азартом делового
человека стал собирать их полотна.
Приобретая картины, Сергей Иванович не прислушивался ни к каким мнениям.
Свой принцип выбора художественных произведений он определял так: «Если,
увидев картину, ты испытываешь психологический шок, — покупай ее». Новые
приобретения он делал на парижских выставках, а также непосредственно в
ателье у художников. Про Щукина говорили, что он покупал «свежие» холсты
с еще непросохшими красками. В 1905 он приобрел несколько полотен у
своего брата Петра, решившего сосредоточиться на русских древностях;
среди работ была и «Обнаженная» О. Ренуара .
В коллекции С. И. Щукина оказались произведения П. Гогена, В. Ван Гога,
Э. Дега, А. Марке, А. Матисса, К. Моне (13 полотен), П. Пикассо (50
работ), К. Писсарро, П. Сезанна, П. Синьяка, А. Руссо (Таможенника) . В
общей сложности к 1918 им было собрано 256 картин.
В 1910-е годы С. И. Щукин избран почетным членом Общества художников
«Бубновый валет», наряду с другими художниками, литераторами,
театральными деятелями и меценатами он состоял членом Общества искусств.
Дом Щукина в Большом Знаменском переулке, где располагалась галерея, был
возведен еще в екатерининское время. В 1882 он был приобретен отцом
собирателя — Иваном Васильевичем, а в 1891 подарен Сергею Ивановичу. Его
помещения представляли собой роскошные апартаменты с высокими потолками,
обилием росписей и лепнины, наборным паркетом, дорогими люстрами. С
течением времени все его стены от пола до потолка в два, а то и в три
ряда, в сплошной «ковровой» развеске (рама к раме), были заняты
произведениями живописи.
Центром галереи была розовая гостиная с полотнами А. Матисса ; развесил
картины сам автор, побывавший в Москве по приглашению С. И. Щукина в
1911. Здесь были собраны такие известные произведения, как «Мастерская
художника», «Красная комната», «Семейный портрет», «Дама в зеленом
платье», «Испанка с бубном», «Девушка с тюльпаном».
Матисс был любимым художником Сергея Ивановича, с ним у Щукина
установились дружеские отношения. Они познакомились еще в 1906.
В галерее Щукина насчитывалось 38 полотен Матисса, вошедших в историю
мирового искусства как «русские Матиссы». Художник выполнил по заказу
коллекционера для его московского особняка два огромных панно «Танец» и
«Музыка», ставших этапными в творчестве мастера.
С. И. Щукин не раз демонстрировал произведения из своей коллекции на
различных художественных выставках.
После смерти жены, Лидии Григорьевны, Сергей Иванович 5 января 1907
составил завещание, по которому его коллекция должна перейти в дар
Третьяковской галерее. Он желал, чтобы его собрание стало дополнением
уже имевшейся в этой галерее коллекции западноевропейской живописи,
собранной С. М. Третьяковым.
Еще до передачи собрания городу, с 1910, галерея Щукина стала доступна
для обозрения. Посетителям разрешалось осматривать ее по воскресеньям с
11 до 14 часов. На эти воскресные просмотры собирались студенты,
гимназисты, репортеры, писатели, художники, артисты, коллекционеры.
Экскурсии проводил сам Сергей Иванович.
В 1915, после второй женитьбы, Сергей Иванович переехал в дом на углу
Большой Никитской и Садовой, а особняк на Знаменке все более превращался
в музей. После новой женитьбы изменились и его планы относительно
коллекции.
После октябрьского переворота 5 ноября 1918 галерея была
национализирована и весной 1919 открыта для посещения под названием
«Первый музей новой западной живописи».
С. И. Щукин сначала оставался при своем музее, выполняя обязанности
директора, хранителя и экскурсовода. Развитие событий заставило его
покинуть Россию и поселиться в Париже, где он прожил до самой смерти.
«Музей новой западной живописи» в 1929 был слит с морозовской коллекцией
и перемещен на Пречистенку, в особняк, некогда принадлежавший И. А.
Морозову. В 1948 музей был расформирован. Лучшие картины из бывшего
щукинского собрания находятся ныне в Эрмитаже и Государственном музее
изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. Наследники Сергея Ивановича
оспаривают законность национализации.
|