ЩУКИН ПЕТР ИВАНОВИЧ
1853-1912
Русский купец, собиратель русских и восточных древностей, основатель
частного общедоступного музея. Получил хорошее образование в России и за
границей. С 1872 занимался делами семейного предприятия (с 1878 торговый
дом «И. В. Щукин и сыновья»).
Он выделял следующие отделы своей коллекции: церковный, оружия,
тканей, ковров, гобеленов и шпалер, драгоценностей, посуды.
Современников поражала коллекция старинного русского серебра —
жалованных ковшей, кубков, чарок, стаканов, братин. Очень полно было
представлено народное искусство: резные и расписные прялки, шкатулки,
сундуки, хлебницы, колыбели.
Щукин обладал обширным собранием икон. К числу раритетов относились
шитая лицевой гладью икона (Москва, 1389) и две такие же пелены (Москва,
конец 15 века).
Рукописный фонд также был одним из самых больших: только личных
архивов известных русских деятелей здесь насчитывалось до пятидесяти.
Изобразительный раздел щукинского собрания включал картины, гравюры,
литографии, рисунки. Здесь была собрана портретная галерея выдающихся
деятелей России. В собрании имелся раздел, посвященный истории Москвы.
Восток был представлен не менее многогранно: японские ширмы и турецкие
ковры, индийские ювелирные изделия, украшенные драгоценными камнями, и
персидские манускрипты.
Западноевропейская часть щукинской коллекции тоже включала немало
ценных и редких предметов. Владел он и небольшим собранием живописи
импрессионистов, впоследствии перешедшим к брату Сергею.
Большая библиотека содержала книги на иностранных языках и русские (в
том числе Евагелие 13 века). Крупный раздел его библиотеки был посвящен
Москве.
В 1891-93 годах на Малой Грузинской улице было построено здание в
русском стиле. В 1897-98 рядом с основным корпусом, «Старым музеем», был
возведен еще один, получивший название «Нового музея». Они были связаны
подземным переходом. Оба здания, как и переход между ними, до отказа
наполнились разными предметами. В 1904-1905 П. И. Щукину потребовалось
возвести еще один корпус для своей разраставшейся коллекции.
С 1895 частный музей Петра Ивановича Щукина был открыт для
исследователей и любителей старины.
О судьбе своего собрания Петр Иванович позаботился заранее. В
завещании, составленном в 1891, он предполагал передать свой музей
братьям, таким же увлеченным собирателям, как и он сам, — Ивану и
Дмитрию, а отдельные ценные предметы пожертвовать Императорскому
Историческому музею. Однако, стремясь сохранить целостность своей
коллекции, Петр Иванович принял решение передать ее Историческому музею.
Щукинское пожертвование превышало фонды самого музея: по некоторым
данным, оно уже тогда насчитывало сотни тысяч предметов, хотя сам
коллекционер называл цифру около 23 тысяч.
На здании появилась вывеска «Отделение Императорского Российского
Исторического музея имени Императора Александра III — музей Петра
Ивановича Щукина». До конца дней П. И. Щукин содержал на свои деньги
музей и семь его сотрудников.
Петр Иванович заботился о популяризации своего собрания, о
привлечении к нему внимания научной общественности. С этой целью им
выпущено в свет до пятидесяти специальных иллюстрированных изданий,
получивших название «Щукинских сборников».
Кроме того, в 1895 и 1906 выходили путеводители по музею,
подготовленные самим коллекционером.
На закате дней П. И. Щукин увлеченно работал над мемуарами, в которых
нарисовал широкую панораму частного собирательства и антикварной
торговли в России в конце 19—начале 20 веков.
После кончины коллекционера его дом был опечатан и музей на Малой
Грузинской перестал существовать. Новый полноправный хозяин собрания —
Российский Исторический музей — перевез его в главное здание на Красной
площади и распределил предметы по разным фондам. При перемещении не была
составлена полная опись, и многие предметы щукинского собрания
растворились в общей коллекции Исторического музея.
Отдельные экспонаты после 1917 поступили в Оружейную палату,
Третьяковскую галерею, Музей истории и реконструкции Москвы, книги — в
Государственную публичную историческую библиотеку, ноты — в библиотеку
Московской консерватории.
Терем в русском стиле на Малой Грузинской сохранился. Теперь его
занимает Государственный биологический музей имени К. А. Тимирязева.
|