ШИШКИН ИВАН ИВАНОВИЧ
13 (25) января 1832, Елабуга, ныне Татарстан — 8 (20) марта 1898, Петербург
Родился в купеческой семье. Отец художника, И. В. Шишкин, был не только
предпринимателем, но и инженером, археологом и краеведом, автором
«Истории города Елабуги». Закончив Московское училище живописи, ваяния и
зодчества в 1856 году, будущий мастер учился в петербургской Академии
художеств (1856-60). Как пенсионер Академии жил в 1862-65 в Германии и
Швейцарии, посещал мастерскую швейцарского пейзажиста Р. Коллера. Но
несравнимо большее воздействие на него оказали эпически величественные
пейзажи другого швейцарца, А. Калама. Жил преимущественно в Петербурге.
Особое значение для Шишкина имели натурные впечатления, полученные в
родных местах (куда он нередко наезжал), а также на о. Валаам и в
окрестностях Петербурга и Москвы.
Раннее творчество
Для ранних работ мастера («Вид на острове Валааме», 1858, Киевский музей
русского искусства; «Рубка леса», 1867, Третьяковская галерея)
характерна некоторая дробность форм; придерживаясь традиционного для
романтизма «кулисного» построения картины, четко размечая планы, он не
достигает еще убедительного единства образа. В таких картинах, как
«Полдень. В окрестностях Москвы» (1869, там же), это единство предстает
уже очевидной реальностью, прежде всего за счет тонкой композиционной и
свето-воздушно-колористической координации зон неба и земли, почвы
(последнюю Шишкин чувствовал особенно проникновенно, в этом отношении не
имея себе равных в русском пейзажном искусстве).
Зрелость
В 1870-е гг. мастер входит в пору безусловной творческой зрелости, о
которой свидетельствуют картины «Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской
губернии» (1872) и «Рожь» (1878; обе — Третьяковская галерея). Обычно
избегая зыбких, переходных состояний природы, художник фиксирует ее
высший летний расцвет, достигая впечатляющего тонального единства именно
за счет яркого, полуденного, летнего света, определяющего всю
колористическую шкалу. Монументально-романтический образ Природы с
большой буквы неизменно присутствует в картинах. Новые же,
реалистические веяния, проступают в том проникновенном внимании, с
которым выписываются приметы конкретного куска земли, уголка леса или
поля, конкретного дерева. Шишкин — замечательный поэт не только почвы,
но и дерева, тонко чувствующий характер каждой породы [в наиболее
типических своих записях он обычно поминает не просто «лес», но лес из «осокорея,
вязов и частью дубов» (дневник 1861 года) или «лес еловый, сосновый,
осина, береза, липа» (из письма И. В. Волковскому, 1888)]. С особой
охотой художник пишет породы самые мощные и крепкие типа дубов и сосен —
в стадии зрелости, старости и, наконец, смерти в буреломе. Классические
произведения Шишкина — такие, как «Рожь» или «Среди долины ровныя...»
(картина названа по песне А. Ф. Мерзлякова; 1883, Киевский музей
русского искусства), «Лесные дали» (1884, Третьяковская галерея) —
воспринимаются как обобщенные, эпические образы России. Художнику
одинаково удаются и далевые виды, и лесные «интерьеры» («Сосны,
освещенные солнцем», 1886; «Утро в сосновом лесу» где медведи написаны
К. А. Савицким, 1889; обе — там же). Самостоятельную ценность имеют его
рисунки и этюды, представляющие собой детализованный дневник природной
жизни.
Плодотворно работал также в области офорта. Печатая свои тонко
нюансированные пейзажные офорты в разных состояниях, издавая их в виде
альбомов, Шишкин мощно активизировал интерес к этому виду искусства.
Педагогической деятельностью занимался мало (в частности, руководил
пейзажной мастерской Академии художеств в 1894-95), но имел в числе
своих учеников таких художников, как Ф. А. Васильев и Г. И. Чорос-Гуркин.
Его образы, несмотря на свою «объективность» и принципиальное отсутствие
психологизма, свойственного «пейзажу настроения»
саврасовско-левитановского типа, всегда имели большой поэтический
резонанс (недаром Шишкин принадлежал к числу любимейших художников А. А.
Блока).
В Елабуге открыт дом-музей художника.
М. Н. Соколов
|