|
ФЕДОТОВ ПАВЕЛ АНДРЕЕВИЧ
22 июня 6 (4 июля) 1815, Москва — 14 (26) ноября 1852, Петербург
Родился в семье титулярного советника. Отец художника, в прошлом
суворовский солдат, мечтал о военной карьере для сына. Мальчика
определили в 1826 в Первый московский кадетский корпус, который он
окончил с отличием в 1833 и был направлен в Петербург для службы в
Финляндском полку. Еще будучи кадетом, Федотов увлеченно зарисовывал
своих сверсников; став офицером, посещал рисовальные классы Академии
художеств (1835-45). К этому, раннему периоду относятся обстоятельные,
тщательно детализованные акварельные портреты сослуживцев и сцены из
полковой жизни («Бивуак лейб-гвардии гренадерского полка», «Бивуак
лейб-гвардии Павловского полка», 1841-42, Русский музей); в некоторых из
них нарастают сатирические нотки («Брань под Смоленским (кладбищем)»,
около 1840, Третьяковская галерея). Испытывая неодолимое влечение к
искусству и приняв совет И. А. Крылова (который был одним из любимых его
писателей), он выходит в 1844 в отставку. Сначала, учась у А. И.
Зауервейда, Федотов думал посвятить себя батальной живописи, но затем
всецело отдается «страсти к нравственно-критическим сценам из
обыкновенной жизни» (из «Записки П. А. Федотова о его жизни», написанной
около 1849 года). Пользовался советами К. П. Брюллова, но особое
значение для формирования его таланта имели впечатления от искусства У.
Хогарта, а также голландской бытовой живописи «золотого» 17 в. Жил
преимущественно в Петербурге.
Творческое кредо. Живописный «анекдот»
Творческое кредо художника, четко проявившееся в разоблачающей
взяточничество акварели «Передняя частного пристава накануне большого
праздника» (1837, Третьяковская галерея), закрепляется в сатирических
сериях, исполненных в 1844-46, по выходе в отставку («Следствие кончины
Фидельки», «Бедной девушке краса — смертная коса»; обе — там же). В
первой картине маслом («Свежий кавалер. Утро чиновника, получившего
первый крестик», 1846, там же) — сцене с мелким чиновником, который с
похмелья кичится своей наградой перед девкой-сожительницей, — ирония
достаточно добродушна, сочетаясь, как у старых голландцев, с умением (по
выражению самого художника из его записных книжек) «ожемчуживать равно и
слезу горести, и слезу радости», — иными словами, поэтически
детализировать среду действия, не впадая в злой гротеск. То же
добродушие живописного анекдота, перед которым зритель «не зябнет»,
господствует в «Сватовстве майора» (1848, там же) и «Завтраке
аристократа» (1849-50, там же). В обоих случаях комизм ситуации
возникает из мелкого тщеславия, заставляющего «антигероев» картин
маскировать свою социальную сущность: средней руки купчишка, желая
«облагородиться», выдает дочь за майора, обедневший дворянин спешно
прячет свой убогий завтрак, заслышав стук в дверь. Бытовая мельтешня
обретает уже не комический, а трагикомический характер в сцене
сватовства горбуна в картине «Разборчивая невеста», написанной на сюжет
басни Крылова (1847, там же). Закрепляя успех, Федотов порой пишет
варианты своих картин. Вместе с гравером Е. Е. Бернардским он готовит
специальное сатирическое издание в виде тетрадей (создав для него около
30 карандашных рисунков с текстом); однако арест Бернардского,
примыкавшего к петрашевцам, разрушил этот замысел.
Эволюция стиля художника
Но чем уверенней Федотов ощущает драматическую силу красок и форм, тем
решительней он отходит от нравоучительного юмора и сатиры. Веселая
пестрота колорита сменяется стремлением к тональному единству
светоцветовой среды. В картине «Вдовушка» (1851, Ивановский
художественный музей) живописная режиссура отнюдь не анекдотична,
претворяясь в меланхолически-сентиментальную поэму о женском
одиночестве. Последние картины художника все более напоминают уже не
обстоятельно-бытописательский «физиологический очерк», характерный для
русской литературы 1840-х годов, но ключевые мотивы творчества Н. В.
Гоголя и Ф. М. Достоевского. Подобно чтимому им Хогарту, Федотов
начинает прозревать зловещий абсурд, который таится под смешными
житейскими нелепицами. Чувством роковой безысходности полна картина «Анкор,
еще анкор!» (1851-52, Третьяковская галерея), где отупевший от скуки
офицер убивает время в пустой игре с пуделем. Атмосфера духовного тупика
сгущена до предела благодаря мастерскому тональному решению тесного,
сумрачного интерьера избы, озаренного неверным пламенем свечи. То же
сумрачно-тупиковое настроение царит в «Игроках» (1852, Киевский музей
русского искусства); картежники-полуночники уподоблены гротескным
манекенам, что особенно остро ощущается в подготовительных набросках,
где фигуры лишены голов.
Особый раздел составляет портретное творчество Федотова. Ирония тут
сходит на нет, уступая место спокойному, созерцательному вниманию, —
сперва обстоятельно-описательному [акварель «Прогулка» (портрет самого
художника с родителями), 1837, Третьяковская галерея], затем все более
тонко подмечающему не только сам характер, но и особенности внутренней
жизни модели («Писательница Е. П. Ростопчина», около 1850, там же). К
шедеврам русской живописи середины 19 в. принадлежит «Портрет Н. П.
Жданович за клавесином» (1849, Русский музей), полный светлой,
лирической грации.
Автобиографические тексты, записные книжки, письма Федотова
демонстрируют и его незаурядный литературный талант. Он также писал
стихотворные пояснения к своим картинам, басни, лирические
стихотворения, сочинил несколько романсов и музыку к ним.
Сраженный тяжелым душевным недугом, художник умер в сумасшедшем доме.
Искусство Федотова со свойственным ему (как и Гоголю) «смехом сквозь
слезы» стало одним из главных духовно-стилистических стимулов творчества
передвижников.
М. Н. Соколов
|