|
ДИДРО (DIDEROT) ДЕНИ
5 октября 1713, Лангр — 31 июля 1784, Париж
Мать Дидро, урожденная Анжелика Виньерон, была дочерью кожевника (и
сестрой каноника), а отец — Дидье Дидро — ножовщиком. По желанию семьи
юный Дени готовил себя к духовной карьере, в 1723-28 учился в лангрском
иезуитском коллеже, а в 1726 стал аббатом. В этот период он был
религиозен, часто постился и носил власяницу. В 1728 или 1729 Дидро
прибыл в Париж для завершения образования. По некоторым свидетельствам,
он учился там в янсенистском коллеже д'Аркур, по другим — в иезуитском
коллеже Людовика Великого. Предполагают также, что Дидро посещал оба
этих учебных заведения и что именно взаимные нападки иезуитов и
янсенистов отвратили его от избранной стези. В 1732 он получил
магистерскую степень на факультете искусств Парижского университета,
подумывал сделаться адвокатом, но предпочел свободный образ жизни.
В 1743 Дидро женился на Анне-Туаннете Шампьон, содержавшей вместе с
матерью полотняную лавку. Брак не мешал ему увлекаться другими
женщинами. Наиболее глубокое чувство он испытал к Софи Воллан, с которой
познакомился в середине 1750-х годов; привязанность к ней он сохранил до
самой смерти. Первое время после женитьбы Дидро зарабатывал переводами.
В 1743-48 он перевел с английского «Историю Греции» Т. Стениана, «Опыт о
достоинстве и добродетели» Э. Э. К. Шефтсбери, «Медицинский словарь» Р.
Джеймса. Тогда же были написаны первые его работы, свидетельствовавшие
не столько о зрелости, сколько о смелости начинающего автора:
«Философские мысли» (1746), «Аллеи, или прогулка скептика» (1747,
опубликована), «Нескромные сокровища» (1748), «Письма о слепых в
назидание зрячим» (1749). Судя по ним к 1749 Дидро уже был деистом, а
затем убежденным атеистом и материалистом. Вольнодумные сочинения Дидро
послужили причиной его ареста и заключения в Венсеннский замок (июль —
октябрь 1749).
В начале 1740-х у парижского издателя А. Ф. Ле Бретона появилась идея
перевести на французский язык «Энциклопедию, или Всеобщий словарь
ремесел и наук» англичанина Э. Чемберса. Ле Бретон и его компаньоны (А.
К. Бриассон, М. А. Давид и Дюран) после неудачного опыта с первым
главным редактором — аббатом Ж. П. Де Гуа де Мальвом — решились в 1747
доверить свое начинание Дидро и Д'Аламберу. Неизвестно, кому в точности
— Дидро, Д'Аламберу или аббату де Гуа — принадлежала идея отказаться от
публикации слегка измененной версии английского словаря и подготовить
самостоятельное издание. Но именно Дидро придал «Энциклопедии» тот
размах и полемический запал, который сделал ее манифестом эпохи
Просвещения.
На протяжении последующих 25 лет Дидро оставался во главе разросшейся
до 28 томов (17 томов статей и 11 томов иллюстраций) «Энциклопедии»,
которую ему удалось провести через все рифы. А их было не мало: и уже
упомянутое тюремное заключение в 1749, и приостановка публикации в 1752,
и кризис в 1757-59, приведший к уходу Д'Аламбера и временному запрету
издания, и фактическая цензура последних 10 томов Ле Бретоном. В 1772
первое издание «Энциклопедии» было в основном завершено; в ней
сотрудничали, помимо Дидро (он написал ок. 6000 статей) и Д'Аламбера,
такие гении Просвещения, как Руссо, Вольтер, Монтескье, Гольбах. Кроме
того, статьи по конкретным разделам писали мастера и знатоки своего
дела: скульптор Э. М. Фальконе, архитектор Ж. Ф. Блондель, грамматики Н.
Бозе и С. Ш. Дю Марсе, гравер и рисовальщик Ж. Б. Папийон,
естествоиспытатели Л. Добантон и Н. Демаре, экономист Ф. Кенэ. Итогом
явился универсальный свод современных знаний. При этом в статьях на
политические темы ни одной из форм правления не отдавалось предпочтения,
похвалы Женевской республике сопровождались оговоркой о том, что такая
организация власти подходит лишь стране с небольшой территорией. Одни
статьи (точнее, их авторы) поддерживали ограниченную монархию, другие —
абсолютную, видя в ней гаранта всеобщего благоденствия. За подданными
признавалось право сопротивляться деспотам, а королям вменялось в
обязанность подчиняться закону, отстаивать веротерпимость и помогать
бедным. Критикуя образ жизни вельмож, «Энциклопедия» признавала ,однако,
необходимость социальной иерархии в обществе (статья «Роскошь» Ж. Ф. де
Сен-Ламбера). Буржуа критиковались за жадность и тягу к приобретению
должностей, а откупщики и финансисты признавались паразитической частью
третьего сословия. Желая содействовать облегчению участи простого
народа, энциклопедисты не призывали, однако, к установлению демократии
во Франции; они обращались именно к правительству, когда говорили о
необходимости справедливого налогообложения, реформы образования, борьбы
с нищетой.
В 1751 Дидро опубликовал «Письмо о глухих и немых в назидание тем,
кто слышит» рассматривая в нем проблему познания в контексте символики
жестов и слов. В «Мыслях об объяснении природы» (1753), созданных по
образу и подобию «Нового Органона» Ф. Бэкона, Дидро с позиций
сенсуализма полемизировал с рационалистической философией Декарта,
Мальбранша и Лейбница, в частности с теорией врожденных идей, видя в
накопленных к концу 18 в. научных знаниях (открытия Бернулли, Эйлеров,
Мопертюи, Д'Аламбера, Бюффона и др.), основу нового, опытного
истолкования природы.
В 50-е годы Дидро опубликовал две пьесы — «Побочный сын или Испытания
добродетели» (1757) и «Отец семейства» (1758). Отказавшись в них от
нормативной поэтики классицизма, он стремился реализовать принципы новой
(«мещанской») драмы изображающей конфликты между людьми третьего
сословия в обыденной житейской обстановке. Главные художественные
произведения Дидро — повесть «Монахиня» (1760, изд. 1796), роман-диалог
«Племянник Рамо» (1762-1779, издан Гете на нем. яз. в 1805, на франц.
яз. вышел в 1823), роман «Жак-фаталист и его хозяин» (1773, изд. на нем.
яз. в 1792, на франц. яз. в 1796) — остались неизвестными многим его
современникам. Несмотря на разницу жанров, их объединяют рассудочность,
реализм, ясный прозрачный стиль, чувство юмора, а также отсутствие
словесных украшений. В них нашли выражение неприятие Дидро религии и
церкви, трагическое осознание силы зла, а также приверженность
гуманистическим идеалам, высоким представлениям о человеческом долге.
Провозглашенные Дидро философские и эстетические принципы проявляются
и в его отношении к изобразительному искусству. Обзоры парижских Салонов
Дидро помещал с 1759 по 1781 в «Литературной корреспонденции» своего
друга Ф. М. Гримма, рукописной газете, рассылавшейся по подписке
просвещенным европейским монархам и владетельным князьям. «Салоны» Дидро
также не были напечатаны при его жизни; они выходили постепенно в
1795-1857 и лишь в 1875-1877 были впервые
собраны воедино в собрании его сочинений .
Екатерина II, едва вступив на престол, предложила Дидро перенести в
Россию издание «Энциклопедии», испытывавшее немалые трудности во
Франции. За жестом императрицы скрывалось не только желание упрочить
свою репутацию, но и стремление удовлетворить интерес российского
общества к «Энциклопедии». В России вышли на протяжении 18 в. 25
сборников переводов из «Энциклопедии».
Отклонив предложение Екатерины II, Дидро не лишился ее
благосклонности. В 1765 она приобрела его библиотеку, выплатив ему 50
тыс. ливров и предоставив право пожизненного хранения книг в своем доме
в качестве личного библиотекаря императрицы.
В 1773 Дидро по приглашению Екатерины II посетил Россию. Он прожил в
Петербурге с октября 1773 по март 1774, был избран иностранным почетным
членом Петербургской Академии наук (1773). По возвращении написал ряд
сочинений, посвященных перспективам приобщения России к европейской
цивилизации. Скептические высказывания в его «Замечаниях» на наказ
Екатерины II (целиком изданы в 1921) вызвали ярость Екатерины (рукопись
была доставлена в Петербург уже после смерти философа).
С. Я. Карп
- Петербургская Академия наук (АН) - общепринятое название высшего
научного учреждения России до 1917.
|