ЧАЙКОВСКИЙ
ПЕТР ИЛЬИЧ
25 апреля (7 мая) 1840, селение при Камско-Воткинском заводе Вятской губернии,
ныне г. Воткинск, Удмуртия — 25 октября (6 ноября) 1893, Санкт-Петербург]
Семья. Начало музыкальной карьеры
Чайковский родился в семье горного инженера, начальника
Камско-Воткинского завода. Предки отца происходили из украинских
казаков, дед матери был обрусевшим французом. Как отмечал сам
композитор, его предки по обеим линиям «не выказывали музыкальных
способностей». В семье родителей музыку любили, мать хорошо пела, играла
на фортепиано, в доме проводились музыкальные вечера. Способности к
музыке проявились у Чайковского рано: пяти лет он начал играть на
фортепиано, а через три года читал ноты и записывал свои музыкальные
впечатления. В 1850-59 по желанию родителей Чайковский учился в Училище
правоведения, после чего был определен на службу в Министерство юстиции.
В 1855-58 брал уроки игры на фортепиано у известного в то время пианиста
Р. Кюндингера, который был невысокого мнения о способностях будущего
композитора. Лишь в 1861 Чайковский приступил к серьезным занятиям в
музыкальных классах Петербургского отделения Русского музыкального
общества. Осенью 1862 он стал студентом преобразованной из музыкальных
классов Петербургской консерватории, которую с отличием окончил в 1865
по классам А. Г. Рубинштейна, высоко ценившего талант ученика, и Н. И.
Зарембы. Тогда же были написаны первые крупные сочинения для
симфонического оркестра: увертюра «Гроза» (к драме А. Н. Островского,
1864) и Увертюра фа-мажор (1865), «Характерные танцы», кантата для
солистов, хора и оркестра на оду Шиллера «К радости» (дипломная работа),
камерные произведения. Оставив службу в мае 1863, зарабатывал на жизнь
уроками.
В Московской консерватории (1866-1878)
В 1866 Чайковский был приглашен на должность профессора в открывающуюся
Московскую консерваторию (во главе ее стоял Н. Г. Рубинштейн, брат
директора Петербургской консерватории А. Г. Рубинштейна). В 1866-78
Чайковский вел в консерватории классы свободного сочинения, теории,
гармонии и инструментовки (среди его учеников — С. И. Танеев). В рамках
своих педагогических обязанностей Чайковский написал «Руководство к
практическому изучению гармонии» (1872) и перевел с французского
«Руководство к инструментовке» Ф. О. Геварта. Активно участвуя в
музыкальной жизни Москвы, Чайковский регулярно выступал в печати в
качестве музыкального критика, из-за постоянной нужды в деньгах в
1871-76 работал музыкальным рецензентом газет «Современная летопись» и
«Русские ведомости», участвовал в «Артистическом кружке» А. Н.
Островского, общался с композиторами—членами «Могучей кучки», а также с
В. В. Стасовым, Л. Н. Толстым, Я. П. Полонским, А. Н. Плещеевым, актером
П. М. Садовским. Тогда же он познакомился с Г. Берлиозом, К. Сен-Сансом,
другими ведущими музыкантами Европы, среди которых у него нашлось немало
почитателей.
Личная жизнь композитора не складывалась. Стремясь преодолеть свой
гомосексуализм, он в 1877 женился на А. И. Милюковой. Брак этот оказался
крайне несчастливым; связанные с ним переживания чуть не довели
Чайковского до самоубийства. В 1878 он фактически бежал из России и в
течение нескольких лет жил преимущественно за границей (главным образом
в Швейцарии и Италии).
В 1877 Чайковского взяла под свое финансовое покровительство Н. Ф. фон
Мекк — одна из богатейших женщин России, вдова крупного промышленника.
Помощь с ее стороны, длившаяся до 1890, позволила композитору спокойно
заниматься творчеством. Значительный интерес для понимания личности
Чайковского представляет его обширная переписка с фон Мекк, с которой он
никогда не виделся.
Годы жизни в Москве стали временем становления и расцвета таланта
Чайковского. Главные произведения этого периода — пять опер, в том числе
«Лирические сцены» — «Евгений Онегин» (1878), четыре симфонии (№1
«Зимние грезы», 1866; №2, 1872; №3, 1875; №4, 1877), балет «Лебединое
озеро» (1876), «Литургия св. Иоанна Златоуста» (1878), Концерт №1 для
фортепиано с оркестром (1875), Концерт для скрипки с оркестром (1878),
«Меланхолическая серенада» для скрипки с оркестром (1875), «Вариации на
тему рококо» для виолончели с оркестром (1876), музыка к пьесе А. Н.
Островского «Снегурочка» (1873), симфонические фантазии «Буря» (по В.
Шекспиру, 1873) и «Франческа да Римини» (1876), а также
увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта» (1869), 3 струнных квартета
(1871-76), Большая соната для фортепиано (1878), множество фортепианных
пьес (в том числе знаменитый цикл «Времена года», 1876) и романсов для
голоса с фортепиано.
Годы странствий. Жизнь в Подмосковье (1879-1889)
В конце 1870-х гг. Чайковский уходит из консерватории и едет за границу.
В середине 1880-х гг. Чайковский возвращается к активной
музыкально-общественной деятельности в России (в 1885 он был избран
директором Московского отделения Русского музыкального общества). Тогда
же он поселился под Москвой: сначала в селе Майданово, затем во
Фроловском — оба близ Клина, а в 1892 — в Клину. Вместе с тем его
скитальческой натуре по-прежнему была необходима перемена мест. Во
второй половине 1880-х начинается дирижерская деятельность Чайковского —
сначала в России, а потом за границей; в качестве исполнителя
собственных произведений он посещает Германию, Австро-Венгрию, Францию,
Англию, Швейцарию. Концертные поездки укрепили его творческие и
дружеские связи с ведущими музыкантами эпохи, в том числе с Э. Григом,
А. Дворжаком, Г. фон Бюловом. Зимы композитор проводит, как правило, за
границей, лето — в основном на родине.
И в эти годы Чайковский исключительно активен в творческом отношении.
Среди созданного им — оперы «Орлеанская дева» (1879), «Мазепа» (1883),
«Черевички» (1885; это второй вариант оперы «Кузнец Вакула», завершенной
в 1874), «Чародейка» (1887), балет «Спящая красавица» (1889), «Всенощное
бдение» (1881), программная симфония «Манфред» (1885), Симфония №5
(1888), 4 сюиты для оркестра (1879-87; Сюита №4 известна под названием «Моцартиана»),
Серенада для струнного оркестра (1880), «Торжественная увертюра 1812»
(1880), «Итальянское каприччио» для оркестра (1880), увертюра-фантазия
«Гамлет» (1888), трио «Памяти великого художника (на смерть Н. Г.
Рубинштейна, 1882), ряд великолепных романсов, в том числе «То было
раннею весною», «День ли царит», «Серенада Дон-Жуана».
Последние годы (1890-1893)
Последний период жизни композитора отмечен всемирным признанием
творчества Чайковского, проявившимся не только в восторженном приеме его
сочинений (в 1891 он с триумфом гастролировал в США; в 1892 — в Гамбурге
под управлением Г. Малера с огромным успехом прошел «Евгений Онегин»),
но и в избрании композитора членом-корреспондентом парижской Академии
изящных искусств (1892) и почетным доктором Кембриджского университета
(1893). В эти годы, оказавшиеся завершающими в не знавшей перерыва
28-летней композиторской деятельности Чайковского, были созданы оперы
«Пиковая дама» (1890) и «Иоланта» (1891), балет «Щелкунчик» (1892),
струнный секстет «Воспоминание о Флоренции» (1892), Симфония №6,
«Патетическая» (1893), утвердившая место Чайковского среди крупнейших
симфонистов мира.
Смерть настигла Чайковского в расцвете творческих сил и славы:
композитор заразился холерой через несколько дней после того, как
дирижировал на премьере Шестой симфонии в Петербурге (премьера — 16
октября, начало болезни — 21 октября); смерть наступила спустя 4 дня.
Чайковский оставил обширное наследие практически во всех музыкальных
жанрах (в том числе 10 опер, 3 балета, 6 симфоний, 104 романса). И по
сей день он остается самым исполняемым и известным в мире русским
композитором, выразившим с необычайной силой, простотой и искренностью
эмоционально-напряженную лирическую стихию русской природы и русской
души.
Именем Чайковского названы (1940) Московская и Киевская консерватории,
концертный зал в Москве; с 1958 в Москве каждые 4 года проводится
Международный конкурс имени Чайковского. Во многих городах мира
возникают общественные движения гомосексуалистов им. П.И. Чаковского.
В. М. Зарудко (БЭКиМ)
|