ПЕТР I
 
ЕКАТЕРИНА I
 
ПЕТР II
 
АННА ИОАННОВНА
 
ИВАН VI
 
ЕЛИЗАВЕТА
 
ПЕТР III
 
ЕКАТЕРИНА II
 
ПАВЕЛ I
 
АЛЕКСАНДР I
 
НИКОЛАЙ I
 
АЛЕКСАНДР II
 
АЛЕКСАНДР III
 
НИКОЛАЙ II
 
  Rambler's Top100
 
ПЕРСОНЫ ИМПЕРИИ
 
ГЛАВНЫЕ СОБЫТИЯ
 
ДОКУМЕНТЫ
 
ХРОНОЛОГИЯ
 
О САЙТЕ
ВАШИ ПОЖЕЛАНИЯ

АНТОКОЛЬСКИЙ МАРК МАТВЕЕВИЧ
21 октября (2 ноября) 1843, Вильнюс — 26 июня (9 июля) 1902, Бад-Хомбург, Германия]

Выходец из небогатой семьи владельца харчевни. Учился в петербургской Академии художеств (1862-68) у Н. С. Пименова. Жил в Петербурге, с 1871 — в Италии, с 1877 — в Париже. Участвовал в выставках Товарищества передвижников, с большой симпатией относясь к их поискам «правды в искусстве», противостоявшей обветшавшим канонам академизма.

Ранние небольшие горельефы Антокольского (из дерева или кости) с теплым юмором воплощают характерные типажи еврейского провинциального быта («Портной», 1864; «Скупой», 1865; оба в Русском музее). Главной его темой вскоре становится русская история, крупнейшие ее фигуры, личности которых он стремится раскрыть во всей их драматической сложности. Добиваясь острой психологической выразительности деталей и общего силуэта, он выдвигается в число крупных скульпторов-монументалистов своего времени. Наибольшей известностью пользуются созданные им образы Ивана Грозного, погруженного в тяжкое раздумье (1871, бронзовый вариант в Русском музее, мраморный, 1875 — в Третьяковской галерее), и Петра I (1872; бронзовая статуя установлена как памятник в Петродворце, Таганроге и Архангельске), фигура последнего полна горделивого могущества, воспринимается как символ России, открывающей новоевропейский этап своей истории.

С годами в творчестве Антокольского усиливаются черты философского раздумья. Следуя типичной для европейской скульптуры того времени тенденции к максимально «живой» форме, он создает произведения обобщенно-символического характера, стремясь изобразить не столько конкретных исторических персонажей, сколько пластические примеры нравственных поисков, сомнений и озарений духа. Таковы его «Христос перед судом народа» (бронзовый вариант — 1874), «Смерть Сократа» (1875), «Спиноза» (1882), «Мефистофель» (1883, все — Русский музей), «Христианская мученица» («Не от мира сего», 1887, Третьяковская галерея). Моделировка этих произведений — обычно в окончательном варианте исполнявшихся в белом мраморе — достигает особой нервной тонкости. Они в значительной мере предваряют скульптуру символизма. И в поздний период Антокольский, хотя и реже, обращается к мотивам русской истории, создавая такие эпические композиции, как горельеф «Ярослав Мудрый» (майолика, 1889), «Нестор-летописец» (мрамор, 1890), «Ермак» (бронза, 1891, все — Русский музей).

Антокольский — автор ряда надгробий (М. А. Оболенской в Риме, 1877; Ф. М. Дмитриева в Москве, 1888, оба — мрамор, и др.) и портретных бюстов, в том числе критика В. В. Стасова (бронза, 1873, Третьяковская галерея), с которым его связывали долголетняя дружба и переписка. В своих письмах и статьях (собраны под редакцией Стасова в сборнике 1905) называл своими идеалами «искренность» и «душу в искусстве». Его суждения о кризисе современной ему художественной культуры близки эстетике Л. Н. Толстого.

М. Н. Соколов


  •  

 

 

© 2001-2002 ПАВЕЛ СМОЛЯК / проект "Российские императоры"

вверх