АНТОКОЛЬСКИЙ МАРК МАТВЕЕВИЧ
21 октября (2 ноября) 1843, Вильнюс — 26 июня (9 июля) 1902, Бад-Хомбург,
Германия]
Выходец из небогатой семьи владельца харчевни. Учился в петербургской
Академии художеств (1862-68) у Н. С. Пименова. Жил в Петербурге, с 1871
— в Италии, с 1877 — в Париже. Участвовал в выставках Товарищества
передвижников, с большой симпатией относясь к их поискам «правды в
искусстве», противостоявшей обветшавшим канонам академизма.
Ранние небольшие горельефы Антокольского (из дерева или кости) с теплым
юмором воплощают характерные типажи еврейского провинциального быта
(«Портной», 1864; «Скупой», 1865; оба в Русском музее). Главной его
темой вскоре становится русская история, крупнейшие ее фигуры, личности
которых он стремится раскрыть во всей их драматической сложности.
Добиваясь острой психологической выразительности деталей и общего
силуэта, он выдвигается в число крупных скульпторов-монументалистов
своего времени. Наибольшей известностью пользуются созданные им образы
Ивана Грозного, погруженного в тяжкое раздумье (1871, бронзовый вариант
в Русском музее, мраморный, 1875 — в Третьяковской галерее), и Петра I
(1872; бронзовая статуя установлена как памятник в Петродворце,
Таганроге и Архангельске), фигура последнего полна горделивого
могущества, воспринимается как символ России, открывающей
новоевропейский этап своей истории.
С годами в творчестве Антокольского усиливаются черты философского
раздумья. Следуя типичной для европейской скульптуры того времени
тенденции к максимально «живой» форме, он создает произведения
обобщенно-символического характера, стремясь изобразить не столько
конкретных исторических персонажей, сколько пластические примеры
нравственных поисков, сомнений и озарений духа. Таковы его «Христос
перед судом народа» (бронзовый вариант — 1874), «Смерть Сократа» (1875),
«Спиноза» (1882), «Мефистофель» (1883, все — Русский музей),
«Христианская мученица» («Не от мира сего», 1887, Третьяковская
галерея). Моделировка этих произведений — обычно в окончательном
варианте исполнявшихся в белом мраморе — достигает особой нервной
тонкости. Они в значительной мере предваряют скульптуру символизма. И в
поздний период Антокольский, хотя и реже, обращается к мотивам русской
истории, создавая такие эпические композиции, как горельеф «Ярослав
Мудрый» (майолика, 1889), «Нестор-летописец» (мрамор, 1890), «Ермак»
(бронза, 1891, все — Русский музей).
Антокольский — автор ряда надгробий (М. А. Оболенской в Риме, 1877; Ф.
М. Дмитриева в Москве, 1888, оба — мрамор, и др.) и портретных бюстов, в
том числе критика В. В. Стасова (бронза, 1873, Третьяковская галерея), с
которым его связывали долголетняя дружба и переписка. В своих письмах и
статьях (собраны под редакцией Стасова в сборнике 1905) называл своими
идеалами «искренность» и «душу в искусстве». Его суждения о кризисе
современной ему художественной культуры близки эстетике Л. Н. Толстого.
М. Н. Соколов
|