|
АННЕНСКИЙ ИННОКЕНТИЙ ФЕДОРОВИЧ
20 августа (1 сентября) 1855, Омск — 30 ноября (13 декабря) 1909,
Санкт-Петербург; похоронен в Царском Селе на Казанском кладбище
Школьный учитель
Родился в семье чиновника, занимавшего видные административные посты в
Сибири. В 1860 семья из Сибири вернулась в Петербург, где Анненский
окончил историко-филологический факультет Петербургского университета
(1879). В его воспитании принимал участие старший брат, деятель
народничества, публицист Н. Ф. Анненский (1843-1912).
После окончания университета и почти до конца жизни Анненский преподавал
древние языки, античную литературу, русский язык и теорию словесности в
частных гимназиях, на Высших женских (Бестужевских) курсах и др. В
1891-93 директор Коллегии Павла Галагана в Киеве, 8-й петербургской
мужской гимназии (1893—96). В 1896-1905 — директор Николаевской мужской
гимназии в Царском Селе (уволен в связи со студенческими беспорядками),
где его учениками были Н. С. Гумилев(об их непростых творческих
отношениях см.: Тименчик Р. И. Анненский и Н. Гумилев // ВЛ, 1987, № 2),
Н. Н. Пунин . В качестве инспектора Петербургского учебного округа (с
1906) совершал поездки по России, в которых (или по их впечатлениям)
создал многие лучшие, так называемые «дорожные» стихи. Стихи начал
писать в 1870—1880-е годы; тогда же занимался переводами, но как поэт не
был известен современникам, к тому же он избегал литературной среды и
развивался изолированно (писание стихов плохо сочеталось с
педагогической деятельностью, обликом «чопорного», подчеркнуто
корректного чиновника). Он имел репутацию знатока античности,
филолога-классика, переводчика и необычного педагога.
Первые публикации
Выход его поэтичитеского сборника «Тихие песни» в 1904 под псевдонимом
Ник. Т-о (от греческого «утис» — «никто»; так называет себя Одиссей) по
существу не был замечен критикой и символистами. Сборник включал также
переводы из Горация, Ш. Бодлера, П. Верлена, Ш. Леконта де Лиля(о нем
позднее Анненский написал статью), С. Малларме . Французские символисты,
«проклятые» поэты оказали первоначальное влияние на творчество
Анненского. Старше русских символистов по возрасту, литературно и
мировоззренчески Анненский не вписывался в символистскую школу, хотя
многими мотивами и перекликался с ней.
Античная тема
С конца 1880-х годов печатает рецензии по славянской и классической
филологии, статьи (учебные материалы) о творчестве русских классиков,
переводы Еврипида (1-й том вышел в1906, СПб.): Анненский осуществил
полный комментированный перевод близкого ему своим кризисным
мироощущением и скептицизмом древнегреческого трагика, со своими
толкованиями его пьес (Театр Еврипида. М., 1916-21. Т. 1—3). На
древнегреческие мифологические сюжеты Анненский написал несколько
оригинальных драм: «Меланиппа-философ» (1901), «Царь Иксион» (1902), «Лаодамия»
(1902; опубликована в 1906), «Фамира-кифаред» (1906; опубликована в
1913; 2-е изд. 1919); «античные схемы» совмещались в них, по его
собственным словам, с «модернизацией в психологической разработке мифа»,
за античностью легко угадывались мучительные проблемы человека начала
20-го столетия; так, царь Иксион предстает вариацией героя-ницшеанца.
Журнал «Аполлон»
В 1909 С. К. Маковский привлек Анненского к созданию журнала
«Аполлон», некоторое время он был его фактическим редактором. В
последний год жизни Анненский обрел сочувственную творческую среду,
читал лекции в Обществе ревнителей художественного слова при журнале,
опубликовал в нем статью «О современном лиризме» (№ 1—3, первую часть —
при жизни): наряду с критическими отзывами о поэтических сборниках
молодых поэтов статья содержала оценки признанных мэтров символизма,
высказанные без должной почтительности, и вызвала раздражение многих
писателей; была снята предполагаемая подборка его стихов в «Аполлоне».
Анненский неожиданно скончался на Царскосельском вокзале. Главная книга
стихов «Кипарисовый ларец» (М., 1910) вышла уже после его смерти, в ее
композиции принимал участие сын поэта, В. И. Кривич (1880-1936).
Поэт и окружающий мир
Поэтический мир Анненского, мир «расширившегося» современного «я», лишен
четкости, определенности, это зыбкий, размытый мир, мир на исходе —
угасания, увядания, убывания; в нем томится и тоскует усталая душа, не
находя пристанища в реальном. Отторжение от человеческого мира не носит
характер романтического разоблачения его неистинности, лирическое «я»
поэта как бы выпадает из него: он страшен своей бедностью, «тусклостью»,
бессмысленностью страдания и непросветленностью быта (у Анненского это
быт горожанина: реалии и изломы городской жизни занимают заметное место
в обоих его сборниках), «кошмар» обыденности вызывает у поэта
мистический ужас. И только через боль, «слезы нищих» осуществляется
сцепление с этим миром в некоторых стихах («Кукла», «Старые эстонки»,
«Октябрьский миф»). Скука («Оставь меня. Мне ложе стелет Скука» — «О
нет, не стан») и тоска, которая у Анненского едва ли не одушевленное
существо, явились ответом поэта на первичную реальность бытия.
Безысходность
Но и высокие переживания — глубокие и парадоксально-изысканные
страдания, странная любовь, уклонение от счастья, мечты и «светлые миги»
— не дают опоры бытию: они также призрачны, бесследны; их угасание,
исчерпанность, миражность — неизменный «атрибут» поэзии Анненского.
Самая красота — безусловная и неотменяемая ценность, исповедуемый поэтом
символ веры, который он сам называл «чистым (то есть бескорыстным)
эстетизмом» или «эстетизмом высшего порядка» («Книги отражений», с. 111,
145) — надломленная, померкшая или застывшая. Постоянна в поэзии
Анненского смерть и память о ней (многие стихи — прямое описание
похорон), проникающая все сферы жизни, но и она лишена таинственного
ореола и может обернуться «равнодушно дышащею Дамой» («Баллада»).
Присутствие иного мира — «там» — редко обретает статус подлинности,
пространства, в котором возможны «лучезарное слиянье» или «сияющая
красота», чаще — это «обманувшая отчизна» («Зимнее небо») или
«похоронная истома», открывающая внутреннему взору «...и роскошь
цветников, где проступает тленье» («Август»). Так смыкается у Анненского
безысходность посю- и потустороннего мира.
Чисто анненсковский мотив — переживание несбывшегося,
идеально-невозможного, «непознанного» как невозвратной и трагической, но
состоявшейся реальности: здесь с особенной силой выражена тоска по
равному поэту событию или чувству при осознании их принципиальной
нереализуемости. О. Мандельштам писал о «горьких, полынно-крепких
стихах» Анненского, каких «никто ни до, ни после его не писал».
Природа и поэт
Мир внутреннего «я», природы, «повторяющей» пограничное и томительное
человеческое существование, Анненский передает музыкальными (иногда
романсными) ритмически разнообразными стихами, яркими, красочными
метафорами, особенно при воссоздании звука и цвета («Этот нищенски синий
/ И заплаканный лед» — «Снег»). Эстетика ущерба (декадентская
составляющая его поэзии), поэтика недосказанности и намека
(«ассоциативный символизм» — Иванов Вяч. Борозды и межи. М., 1916. С.
291) совмещаются с точностью и выразительностью живописно-символической
детали.
Анненский—критик
Печатаемые в периодике (в т. ч. в журналах «Гермес», «Перевал») статьи о
русских и зарубежных писателях составили первую и вторую «Книги
отражений» (СПб., 1906, 1909) — своеобразной эссеистско-критической
прозы: это сплав анализа, стилизованного пересказа произведения с
мыслями по поводу, точнее интеллектуально-интимной исповеди Анненского
(на общем фоне русской и западно-европейской культуры). Необычен и
метод, и сам объект исследования: это не произведение или творчество в
целом избранного автора (Лермонтова, Достоевского, Гоголя, позднего
Тургенева, Ибсена, Гейне, К. Бальмонта, Л. Андреева, Горького) и не его
личность, судьба, человеческая или литературная, хотя Анненский
вовлекает в исследование и то и другое, а та подспудная основа,
психологическая доминанта художественного сознания, что порождает
искусство и «красоту». Обращаясь к устойчивым мотивам, символам,
мыслеобразам писателя, Анненский вживается в «читаемого» автора,
погружается в его художественный мир, часто пользуясь методом
дальнейшего, за пределами текста, воспроизведения жизни героя: он
дописывает (порой проецируя в новое время и новые ситуации) их поступки,
мысли, рассуждает в духе персонажа или писателя или прямо за них.
Созданный таким методом образ, интерпретация произведения могут быть
неадекватны, даже произвольны (объективность и не входила в замысел
Анненского), но не отменяют проницательности многих характеристик,
точности и последовательности эстетических посылок Анненского,
позволяющих проникнуть в дотекстовую духовно-биографическую магму
творчества, проясняющую его наличные книжные результаты.
Проблемы жизни и искусства, состав «нашего я» — обогащенного сознания и
«опустелой души» с ее соблазнами и «испугом» перед жизнью, эволюция
художественных форм, требующих новых приемов и воплощений, внутренняя
свобода — темы, затрагиваемые на многих страницах «Книг...». Анненский
исходил из того, что только в искусстве жизнь, ее «нагота» получает свое
«оправдание». Искусство, по Анненскому, — преображающее и просветляющее
жизнь, — нравственно и спасительно по своей природе, сама красота для
художника — «признак истины». Но сближая эстетические и этические
критерии в искусстве, Анненский разделяет их в жизни: он настаивает на
принципиальном несходстве страдания и сострадания, любого подлинного
переживания в жизни и в искусстве, последнее в известном смысле предает
жизнь, и в этом он видит «трагическую роль поэзии», возникающую из
«мечтательного общения человека с жизнью» («Книги отражений», с. 129).
(Примечательно, что при своем эстетизме Анненский подходит к
литературным персонажам как к жизненным типам, будь то изуродованный
социальным укладом герой «Горькой судьбины» А. Ф. Писемского или
носитель искажений духовной природы современное лирическое «я»;
жизненность оказывается условием самого эстетизма).
«Последний из царскосельских лебедей...»
Связь искусства и жизни и противостояние ей («непризнанность» жизни по
Анненскому — исходный посыл и стимул творчества у разных художников), ее
эстетическое преодоление, способы «овладения» жизни искусством,
психологические законы ее претворения в «художественность» определяют
своеобразие не сведенной в систему, импрессионистичной по стилю, но
целостной эстетики Анненского.
В 1910-е годы складывается посмертный культ Анненского в кругу акмеистов
и других постсимволистов; Н. С. Гумилев, А. А. Ахматова, О. Э.
Мандельштам, Б. Л. Пастернак , малоизвестные молодые поэты считают себя
его учениками, возникает миф об Анненском — «царскосельском Малларме».
Л. М. Щемелева
|