МАНИФЕСТ 19 ФЕВРАЛЯ 1861 ГОДА
Божиею милостию Мы, Александр Второй, император и самодержец
всероссийский, царь польский, великий князь финляндский, и прочая, и
прочая, и прочая. Объявляем всем нашим верноподданным.
Божиим провидением и священным законом престолонаследия быв призваны на
прародительский всероссийский престол, в соответствие сему призванию мы
положили в сердце своем обет обнимать нашею царскою любовию и попечением
всех наших верноподданных всякого звания и состояния, от благородно
владеющего мечом на защиту Отечества до скромно работающего ремесленным
орудием, от проходящего высшую службу государственную до проводящего на
поле борозду сохою или плугом.
Вникая в положение званий и состояний в составе государства, мы
усмотрели, что государственное законодательство, деятельно благоустрояя
высшие и средние сословия, определяя их обязанности, права и
преимущества, не достигло равномерной деятельности в отношении к людям
крепостным, так названным потому, что они частию старыми законами,
частию обычаем потомственно укреплены под властию помещиков, на которых
с тем вместе лежит обязанность устроять их благосостояние. Права
помещиков были доныне обширны и не определены с точностию законом, место
которого заступали предание, обычай и добрая воля помещика. В лучших
случаях из сего происходили добрые патриархальные отношения искренней
правдивой попечительности и благотворительности помещика и добродушного
повиновения крестьян. Но при уменьшении простоты нравов, при умножении
разнообразия отношений, при уменьшении непосредственных отеческих
отношений помещиков к крестьянам, при впадении иногда помещичьих прав в
руки людей, ищущих только собственной выгоды, добрые отношения
ослабевали и открывался путь к произволу, отяготительному для крестьян и
неблагоприятному для их благосостояния, чему в крестьянах отвечала
неподвижность к улучшениям в собственном быте.
Усматривали cиe и приснопамятные предшественники наши и принимали меры к
изменению на лучшее положение крестьян; но это были меры, частию
нерешительные, предложенные добровольному, свободолюбивому действованию
помещиков, частию решительные только для некоторых местностей, по
требованию особенных обстоятельств или в виде опыта. Так, император
Александр I издал постановление о свободных хлебопашцах, и в бозе
почивший родитель наш Николай I — постановление об обязанных крестьянах.
В губерниях западных инвентарными правилами определены наделение
крестьян землею и их повинности. Но постановления о свободных
хлебопашцах и обязанных крестьянах приведены в действие в весьма малых
размерах.
Таким образом, мы убедились, что дело изменения положения крепостных
людей на лучшее есть для нас завещание предшественников наших и жребий,
чрез течение событий поданный нам рукою провидения.
Мы начали cиe дело актом нашего доверия к российскому дворянству, к
изведанной великими опытами преданности его престолу и готовности его к
пожертвованиям на пользу Отечества. Самому дворянству предоставили мы,
по собственному вызову его, составить предположения о новом устройстве
быта крестьян, причем дворянам предлежало ограничить свои права на
крестьян и подъять трудности преобразования не без уменьшения своих
выгод. И доверие наше оправдалось. В губернских комитетах, в лице членов
их, облеченных доверием всего дворянского общества каждой губернии,
дворянство добровольно отказалось от права на личность крепостных людей.
В сих комитетах, по собрании потребных сведений, составлены
предположения о новом устройстве быта находящихся в крепостном состоянии
людей и о их отношениях к помещикам.
Сии предположения, оказавшиеся, как и можно было ожидать по свойству
дела, разнообразными, сличены, соглашены, сведены в правильный состав,
исправлены и дополнены в Главном по сему делу комитете; и составленные
таким образом новые положения о помещичьих крестьянах и дворовых людях
рассмотрены в Государственном совете.
Призвав Бога в помощь, мы решились дать сему делу исполнительное
движение.
В силу означенных новых положений, крепостные люди получат в свое время
полные права свободных сельских обывателей.
Помещики, сохраняя право собственности на все принадлежащие им земли,
предоставляют крестьянам, за установленные повинности, в постоянное
пользование усадебную их оседлость и сверх того, для обеспечения быта их
и исполнения обязанностей их пред правительством, определенное в
положениях количество полевой земли и других угодий.
Пользуясь сим поземельным наделом, крестьяне за cиe обязаны исполнять в
пользу помещиков определенные в положениях повинности. В сем состоянии,
которое есть переходное, крестьяне именуются временнообязанными.
Вместе с тем им дается право выкупать усадебную их оседлость, а с
согласия помещиков они могут приобретать в собственность полевые земли и
другие угодья, отведенные им в постоянное пользование. С таковым
приобретением в собственность определенного количества земли крестьяне
освободятся от обязанностей к помещикам по выкупленной земле и вступят в
решительное состояние свободных крестьян-собственников.
Особым положением о дворовых людях определяется для них переходное
состояние, приспособленное к их занятиям и потребностям; по истечении
двухлетнего срока от дня издания сего положения они получат полное
освобождение и срочные льготы.
На сих главных началах составленными положениями определяется будущее
устройство крестьян и дворовых людей, установляется порядок
общественного крестьянского управления и указываются подробно даруемые
крестьянам и дворовым людям права и возлагаемые на них обязанности в
отношении к правительству и к помещикам.
Хотя же сии положения, общие, местные и особые дополнительные правила
для некоторых особых местностей, для имений мелкопоместных владельцев и
для крестьян, работающих на помещичьих фабриках и заводах, по
возможности приспособлены к местным хозяйственным потребностям и
обычаям, впрочем, дабы сохранить обычный порядок там, где он
представляет обоюдные выгоды, мы предоставляем помещикам делать с
крестьянами добровольные соглашения и заключать условия о размере
поземельного надела крестьян и о следующих за оный повинностях с
соблюдением правил, постановленных для ограждения ненарушимости таковых
договоров.
Как новое устройство, по неизбежной многосложности требуемых оным
перемен, не может быть произведено вдруг, а потребуется для сего время,
примерно не менее двух лет, то в течение сего времени, в отвращение
замешательства и для соблюдения общественной и частной пользы,
существующий доныне в помещичьих имениях порядок должен быть сохранен
дотоле, когда, по совершении надлежащих приготовлений, открыт будет
новый порядок.
Для правильного достижения сего мы признали за благо повелеть:
1. Открыть в каждой губернии губернское по крестьянским делам
присутствие, которому вверяется высшее заведование делами крестьянских
обществ, водворенных на помещичьих землях.
2. Для рассмотрения на местах недоразумений и споров, могущих возникнуть
при исполнении новых положений, назначить в уездах мировых посредников и
образовать из них уездные мировые съезды.
3. Затем образовать в помещичьих имениях мирские управления, для чего,
оставляя сельские общества в нынешнем их составе, открыть в значительных
селениях волостные управления, а мелкие сельские общества соединить под
одно волостное управление.
4. Составить, поверить и утвердить по каждому сельскому обществу или
имению уставную грамоту, в которой будет исчислено, на основании
местного положения, количество земли, предоставляемой крестьянам в
постоянное пользование, и размер повинностей, причитающихся с них в
пользу помещика как за землю, так и за другие от него выгоды.
5. Сии уставные грамоты приводить в исполнение по мере утверждения их
для каждого имения, а окончательно по всем имениям ввести в действие в
течение двух лет со дня издания настоящего манифеста.
6. До истечения сего срока крестьянам и дворовым людям пребывать в
прежнем повиновении помещикам и беспрекословно исполнять прежние их
обязанности.
7. Помещикам сохранить наблюдение за порядком в их имениях, с правом
суда и расправы, впредь до образования волостей и открытия волостных
судов.
Обращая внимание на неизбежные трудности предприемлемого преобразования,
мы первое всего возлагаем упование на всеблагое провидение Божие,
покровительствующее России.
Засим полагаемся на доблестную о благе общем ревность благородного
дворянского сословия, которому не можем не изъявить от нас и от всего
Отечества заслуженной признательности за бескорыстное действование к
осуществлению наших предначертаний. Россия не забудет, что оно
добровольно, побуждаясь только уважением к достоинству человека и
христианскою любовию к ближним, отказалось от упраздняемого ныне
крепостного права и положило основание новой хозяйственной будущности
крестьян. Ожидаем несомненно, что оно также благородно употребит
дальнейшее тщание к приведению в исполнение новых положений в добром
порядке, в духе мира и доброжелательства и что каждый владелец довершит
в пределах своего имения великий гражданский подвиг всего сословия,
устроив быт водворенных на его земле крестьян и его дворовых людей на
выгодных для обеих сторон условиях, и тем даст сельскому населению
добрый пример и поощрение к точному и добросовестному исполнению
государственных повинностей.
Имеющиеся в виду примеры щедрой попечительности владельцев о благе
крестьян и признательности крестьян к благодетельной попечительности
владельцев утверждают нашу надежду, что взаимными добровольными
соглашениями разрешится большая часть затруднений, неизбежных в
некоторых случаях применения общих правил к разнообразным
обстоятельствам отдельных имений, и что сим способом облегчится переход
от старого порядка к новому и на будущее время упрочится взаимное
доверие, доброе согласие и единодушное стремление к общей пользе.
Для удобнейшего же приведения в действие тех соглашений между
владельцами и крестьянами, по которым сии будут приобретать в
собственность вместе с усадьбами и полевые угодья, от правительства
будут оказаны пособия, на основании особых правил, выдачею ссуд и
переводом лежащих на имениях долгов.
Полагаемся на здравый смысл нашего народа. Когда мысль правительства о
упразднении крепостного права распространилась между не приготовленными
к ней крестьянами, возникали было частные недоразумения. Некоторые
думали о свободе и забывали об обязанностях. Но общий здравый смысл не
поколебался в том убеждении, что и по естественному рассуждению свободно
пользующийся благами общества взаимно должен служить благу общества
исполнением некоторых обязанностей, и по закону христианскому всякая
душа должна повиноваться властям предержащим (Рим. XIII, 1), воздавать
всем должное, и в особенности кому должно, урок, дань, страх, честь; что
законно приобретенные помещиками права не могут быть взяты от них без
приличного вознаграждения или добровольной уступки; что было бы противно
всякой справедливости пользоваться от помещиков землею и не нести за cиe
соответственной повинности.
И теперь с надеждою ожидаем, что крепостные люди при открывающейся для
них новой будущности поймут и с благодарностию примут важное
пожертвование, сделанное благородным дворянством для улучшения их быта.
Они вразумятся, что, получая для себя более твердое основание
собственности и большую свободу располагать своим хозяйством, они
становятся обязанными пред обществом и пред самими собою благотворность
нового закона дополнить верным, благонамеренным и прилежным
употреблением в дело дарованных им прав. Самый благотворный закон не
может людей сделать благополучными, если они не потрудятся сами устроить
свое благополучие под покровительством закона. Довольство приобретается
и увеличивается не иначе как неослабным трудом, благоразумным
употреблением сил и средств, строгою бережливостию и вообще честною в
страхе Божием жизнию.
Исполнители приготовительных действий к новому устройству крестьянского
быта и самого введения в cиe устройство употребят бдительное попечение,
чтобы cиe совершалось правильным, спокойным движением, с наблюдением
удобности времени, дабы внимание земледельцев не было отвлечено от их
необходимых земледельческих занятий. Пусть они тщательно возделывают
землю и собирают плоды ее, чтобы потом из хорошо наполненной житницы
взять семена для посева на земле постоянного пользования или на земле,
приобретенной в собственность.
Осени себя крестным знамением, православный народ, и призови с нами
Божие благословение на твой свободный труд, залог твоего домашнего
благополучия и блага общественного. Дан в Санктпетербурге, в
девятнадцатый день февраля, в лето от рождества Христова тысяча
восемьсот шестьдесят первое, царствования же нашего в седьмое.
|