ПЕТР I
 
ЕКАТЕРИНА I
 
ПЕТР II
 
АННА ИОАННОВНА
 
ИВАН VI
 
ЕЛИЗАВЕТА
 
ПЕТР III
 
ЕКАТЕРИНА II
 
ПАВЕЛ I
 
АЛЕКСАНДР I
 
НИКОЛАЙ I
 
АЛЕКСАНДР II
 
АЛЕКСАНДР III
 
НИКОЛАЙ II
 
  Rambler's Top100
 
ПЕРСОНЫ ИМПЕРИИ
 
ГЛАВНЫЕ СОБЫТИЯ
 
ДОКУМЕНТЫ
 
ХРОНОЛОГИЯ
 
О САЙТЕ
ВАШИ ПОЖЕЛАНИЯ

ШУХОВ ВЛАДИМИР ГРИГОРЬЕВИЧ
16 (28) августа 1853, г. Грайворон Курской губ., ныне Белгородской обл. — 2 февраля 1939, Москва

Детские годы и образование

Шухов вырос в деревне. Среднее образование получил в петербургской гимназии, затем поступил на инженерно-механическое отделение Московского высшего технического училища (МВТУ). Преподававший там теоретическую механику Н. Е. Жуковский, впоследствии прославивший русскую науку созданием аэродинамики, отметил блестящее дарование студента Шухова и его успехи в математике, теоретической механике и технике.

Поездка в США

В 1876 окончивший с отличием училище молодой инженер-механик Шухов был отправлен для подготовки к профессорскому званию в США, где провел больше года, изучая американскую технику в главных промышленных центрах.

Инженерная работа

Возвратившись из-за границы, Шухов не внял советам Н. Е. Жуковского, а затем и уговорам знаменитого русского математика П. Л. Чебышева и отказался от ученой карьеры. Он почувствовал свое истинное призвание и с тех пор до конца жизни вел огромную работу практического инженера. В 1880 он занял в Москве должность главного инженера скромной технической строительной конторы А. В. Бари, которая под руководством Шухов приобрела всероссийскую известность как Стальмост.

Переезд в Баку

По состоянию здоровья Шухов переехал на юг и поселился в Баку, где тогда быстро развивалась нефтяная промышленность. Здесь ждали решения важные технические проблемы – хранения, транспортировки, перегонки и сжигания нефти. В начале 1880-х годов из нефти добывался только керосин, который применялся лишь для освежения. К смазочным маслам, производство которых только началось, потребители относились с недоверием. Бензин считался ненужным и даже вредным продуктом, так как еще не было автомобильного транспорта. Огромное количество мазута, отхода перегонки нефти, не находило себе применения, так как его не умели сжигать. Остро стояли проблемы хранения нефти на промыслах, доставки ее на нефтеперегонные заводы – нефть перевозилась гужевым транспортом. Все эти задачи были новыми для инженеров того времени.

Труды по технике нефтяной промышленности

В 1880 Шухов создал паровую форсунку для сжигания нефти, одну из лучших в мире. Предложил перекачивать нефть по трубопроводам, подобно воде, и в 1879 построил первый в России нефтепровод. Вывел «формулу Шухова» для расчета движения нефти по трубам, которой и по ныне пользуются инженеры всего мира. Для транспорта нефти по воде Шухов первым в России стал строить нефтеналивные суда. Были построены многие тысячи огромных клепаных железных барж длиной до 150 м – в то время чудо строительной техники. Вопрос о хранении нефти и нефтепродуктов Шухов решил путем строительства больших клепаных железных резервуаров, десятки тысяч которых были раскинуты по всей стране.

Перегонка нефти

Особое внимание Шухов уделил перегонке нефти. Он изобрел крекинг-процесс, опередив на 20 лет Америку, где только в 1912 появился патент (Бортона) того же содержания. Тогда еще не требовались большие количества бензина. Когда же появились миллионы автомобилей, патент Бортона стал тормозить развитие американской нефтяной промышленности. Комиссия инженеров-химиков, прибывшая в Москву из США, с несомненностью установила, что Шухов был настоящим первым изобретателем крекинг-процесса.

Паровые котлы

Начало технической деятельности Шухова пришлось на эпоху паровой техники. В его работах по пару главное место занимают изобретенные им водотрубные «котлы Шухова», получившие широкое распространение в России, а затем перебравшиеся и за океан, хотя и другом варианте – как крекинг-аппараты для нефти.

Научный подход

Нет ни одной области строительного дела и машиностроения, в которую Шухов не внес бы усовершенствований или новшеств. Дело здесь не только в его необычайной способности быстро ориентироваться в любом новом деле, но и в его научном подходе к решению каждого технического вопроса. Он никогда ничего не делал на-авось. Шухов в совершенстве владел основами высшей математики, теоретической механики, теории упругости и гидродинамики, был превосходно знаком с современным ему состоянием физики и химии – основы инженерных знаний. В научном и математическом характере мышления, наряду с конструкторским талантом и изобретательностью, и был секрет его необыкновенных творческих успехов.

Строительство

Шухову принадлежат многочисленные исследования по вопросам прочности железных конструкций при их наименьшем весе. Всегда стремясь найти оптимальные соотношения между элементами конструкции и наивыгоднейшие условия постройки и эксплуатации, он выработал свой полугеометрический метод, быстро ведущий к окончательным результатам. На всероссийской выставке в Нижнем Новгороде в 1896 посетители были поражены изящными конструкциями, построенными по проектам Шухова. Здесь впервые были представлены «висячие» крыши и новый вид сетчатых сводов. Здесь же впервые появилась гиперболическая железная башня. Такие башни получили большое распространение в СССР и были применены в морском флоте США. Для радиотелеграфной передачи Шухов построил на Шаболовке в Москве железную башню высотой 160 м в виде ряда гиперболоидов.

«Русский Эдисон»

Шухова нередко сравнивали с Эдисоном, но он отличался от американского изобретателя тем, что его творчество было основано на собственных научных работах и на глубокой теоретической мысли.

Последние годы

До последних дней, несмотря на свои 86 лет, Шухов продолжал вести научно-техническую работу. С ним жила его старшая дочь Ксения Владимировна, помогавшая ему. Из-за несчастного случая он пострадал от огня и умер от тяжелых ожогов в Москве, где и похоронен на Новодевичьем кладбище.

Е. С. Куранский


  •  

 

 

© 2001-2002 ПАВЕЛ СМОЛЯК / проект "Российские императоры"

вверх