ПЕТР I
 
ЕКАТЕРИНА I
 
ПЕТР II
 
АННА ИОАННОВНА
 
ИВАН VI
 
ЕЛИЗАВЕТА
 
ПЕТР III
 
ЕКАТЕРИНА II
 
ПАВЕЛ I
 
АЛЕКСАНДР I
 
НИКОЛАЙ I
 
АЛЕКСАНДР II
 
АЛЕКСАНДР III
 
НИКОЛАЙ II
 
 
 
 
ПЕРСОНЫ ИМПЕРИИ
 
ГЛАВНЫЕ СОБЫТИЯ
 
ДОКУМЕНТЫ
 
ХРОНОЛОГИЯ
 
О САЙТЕ
ВАШИ ПОЖЕЛАНИЯ
 

 

БРЮЛЛОВ КАРЛ ПАВЛОВИЧ
12 декабря 1799, Петербург - 1852, Италия

Карл Брюллов, автопортретРодился 12 декабря 1799 года в Петербурге в художественной семье: его отец был академиком орнаментальной скульптуры, все братья учились в Академии художеств. Он также поступил в Академию в 1809 году. Брюллов выделялся яркостью своего дарования и ранней зрелостью мастерства. Любимым его учителем был А. И. Иванов. Лучшая работа Брюллова периода обучения — "Нарцисс, любующийся своим отражением в воде" (1819). Получив Большую золотую медаль за программу "Явление трех ангелов у дуба Мамврийского " (1821), молодой художник закончил академический курс и в 1822 году вместе с братом Александром на средства Общества поощрения художников отправился в Италию.

Увлекаясь памятниками классического прошлого, он создал ряд произведений на мифологические темы ("Эрминия у пастухов", 1824,  и др.), однако большой интерес проявлял к жанровой живописи, написав несколько полотен, посвященных итальянской жизни, в частности "Итальянское утро" (1824), "Девушка, собирающая виноград в окрестностях Неаполя" (1827). В Италии Брюлловым написаны многие первоклассные портреты — "Автопортрет" (1833), "Портрет А. П. Брюллова" (1833), "Всадница" (1832) и др. Здесь впервые была высоко оценена писавшаяся свыше шести лет картина "Последний день Помпеи" (1833), показанная в Риме и Милане и послужившая причиной избрания художника почетным членом нескольких итальянских академий искусств. В Париже, где картина демонстрировалась с не меньшим успехом, Брюллову была присуждена Золотая медаль.

В 1835 году Брюллов принял участие в экспедиции В. П. Орлова-Давыдова в Грецию и Турцию, во время которой сделал много натурных рисунков и акварелей. Путь из Афин в Константинополь он совершил на бриге "Фемистокл", которым командовал адмирал В. А. Корнилов. "Портрет Корнилова" (1835) — одна из лучших акварелей Брюллова. В декабре 1835 года после двенадцатилетнего отсутствия Брюллов вернулся на родину. Несмотря на стеснительные рамки службы в Академии и необходимость выполнять заказы царского двора, петербургский период творчества художника весьма плодотворен. Успешной работе несомненно благоприятствовали дружеские связи Брюллова с выдающимися людьми эпохи, среди которых в первую очередь надо назвать Пушкина и Глинку.

Последний день Помпеи
Последний день Помпеи. 1830-1833

В числе восьмидесяти портретов, написанных в эти годы, — портреты В. А. Перовского (1837), сестер Шишмаревых (1839), Н. В. и Пл. В. Кукольников (1836 и 1837), певицы А. Я. Петровой (1838), "Автопортрет" (1848). Портрет В. А. Жуковского (1837— 1838) художник написал специально для лотереи, оставившей средства для выкупа из крепостной неволи Т. Г. Шевченко. Помимо портретов Брюллов делал иллюстрации к произведениям А. С. Пушкина, участвовал в росписях строящегося Исаакиевского собора, вел большую педагогическую работу. Писал он и историческую, но не удавшуюся ему картину "Осада Пскова". В 1849 году в связи с болезнью художник уехал лечиться за границу. "Портрет археолога Микель Анджело Ланчи" (1851) — один из значительных в последние годы жизни мастера.

Умер Брюллов в Италии и похоронен в местечке Марчиано близ Рима.

 
  •  

 

© 2001-2002 ПАВЕЛ СМОЛЯК

вверх